Робот Электро, надуй мне шарик!
В 1938 году перед изумленной публикой предстало удивительное создание из металла по имени Электро. Оно вело себя как человек, ходило как человек, шутило как человек, даже курило как человек, но при этом было не человеком, а всего лишь навсего роботом. Так давайте сядем в машину времени нашего воображения и перенесемся в предвоенные годы в небольшой американский городок под названием Мэнсфилд, чтобы пообщаться с Электро лично.
Кто ты такой, Электро?
В 1937 году в городке под названием Мэнсфилд компания, под уже малость поднадоевшим нам названием, Вестингауз Электрик приступила к созданию очередного электромеханического чуда. Нарекли это «чудо» техники Электро (Elektro). Уже через год в 1938 грандиозный проект был завершен усилиями блистательного инженера Джозеффа Барнета.
Выглядел Электро точ-в-точ, как настоящий человек. Конечно были и отличия! Он был чуть больше чем мы с вами, да и состоял-то по большей части из металла.
Получившийся исполин был ростом с хорошего баскетболиста (210 см) и весил как человек средних лет, не пропускающий ни одного футбольного матча и регулярно поглощающий при каждом просмотре по несколько чарок пива (120 кг). Электро был настоящим тяжеловесом, и это не смотря на то, что внутри он был полым как пустая консервная банка. Он весил так много не смотря на то, что корпус его был сделан из алюминия — одного из самых легких металлов, которым не брезгуют даже в самолетостроении.
Но что же именно он умел делать? Давайте разберемся с этим вопросом.
- Электро умел ходить! В этом ничего удивительного нет, за исключением того факта, что передвигалась махина массой 120 кг. Передвигалсь медленно, поскрипывая, но все же шла, самостоятельно и без чьей либо помощи.
-
Он умел говорить. Электро был настоящим светским львом, и в отличие от Эллочки-людоедки (героиня книги 12 стульев) знал не 30, а целых 75 слов. Его словесный репертуар включал и забавные фразочки: «я умный товарищ, поскольку у меня есть прекрасный мозг из 48 электрических реле» или «мой мозг больше, чем у вас». Во время разговора Электро открывал и закрывал рот, шевелил губами и вращал головой. И, заметьте, делал это он не хаотично! Если он говорил быстро, то и рот открывался и закрывался быстро, если говорил медленно, то в таком же темпе работали и его губы.
- Электро был настоящим математиком. Он мог считать на пальцах аж до пяти.
- Электро мог видеть! Когда ему в глаза светили красным или зеленым лучом, он изрекал очевидное «вижу красный свет» или «вижу зеленый свет». Вроде бы ничего необычного, но для того времени это было невероятное достижение.
- Но самым эффектным трюком в репертуаре нашего робота было то, что он мог курить самые настоящие сигареты. Меха внутри него вдували и выдували сигаретный дым. С помощью этих же мехов он мог делать и менее вредные вещи, например надувать воздушные шарики!
Но как же Электро был устроен изнутри? Как ему удавалось проделывать все эти невероятные вещи? Давайте возьмем в руки робототехнический скальпель, я имею ввиду обыкновенную отвертку, и посмотрим, что же находится под слоем алюминиевой кожи.
Как же ты устроен, железный человек?
Состоял Электро почти полностью из алюминия укрепленного на стальной раме. Внутри у него было 11 двигателей. Его пальцы, руки, шея, рот и проигрыватели управлялись 9 моторами. 10 двигатель управлял мехами для курения и надувания шариков. 11 двигатель отвечал за перемещение Электро в пространстве — мотор управлял вращением роликов на ногах.
Разговаривал Электро с помощью классических проигрывателей, вращающихся со скоростью 78 оборотов в минуту. Словарный запас суммарно со всех проигрывателей составлял 75 слов. Проигрыватели включались поочередно. За то какой именно проигрыватель включить отвечали механические переключатели — реле.
Но как же человек мог управиться с электро? Весьма просто. Достаточно было взять специальную микротелефонную трубку и сказать в нее пару ласковых слов. Количество этих слов было лимитировано — от одного до четырех. Абсолютно без разницы какие слова говорил человек, главное было их количество и наличие между ними пауз. Одно слово заставляло двигатели работать, два слова выключали двигатели, три слова останавливали Электро, четыре слова приводили все реле в исходное состояние. Произнесенные слова преобразовывались в электрические импульсы с помощью устройства, хитро называемого тиратроном тлеющего разряда. Затем импульсы в виде вспышек света посылались на фотоэлектрический приемник, находящийся на блоке управления, для этого перед лампой на груди робота поднимался и опускался затвор.
Как это не удивительно, но массивный мозг робота располагался отдельно. Он весил 25 кг и занимал 0.5 квадратных метров свободного пространства. Состоял блок управления из приемника, 48 реле и передатчика чтобы посылать команды обратно роботу.
Курил Электро с помощью специальных мехов, а свет распознавал с помощью двух фотоэлектрических приемников.
Господа, шоу начинается!
Робота Электро очень часто выставляли на показ публики. Так было и в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке*.
— Итак, Дамы и Господа, с большой гордостью и удовольствием я представляю вам робота Электро — Мото-Man от Вестингауз Электрик. — начал свою речь ведущий шоу.
После вступительных слов оператор, он же ведущий, помещает микротелефонную трубку в рот и говорит: «Электро…« (после этого слова, оператор убирает трубку на секунду, а затем подносит снова), «Иди… Сюда…» (два отдельных слова с небольшими паузами между ними).
Как вы уже догадались это были команды роботу, которые тот не замедлил исполнить — публика слышит звук моторов, и Электро начинает двигаться вперед. Он ориентируется по специальной «дорожке» проложенной по сцене. «Дорожка» заканчивается аккурат на поворотной платформе.
— А вот и он, дамы и господа! Идет, чтобы продемонстрировать вам свою мощь. — вещает оператор.
После того, как Электро медленно, но верно достигает поворотного стола, ведущий говорит ему «Стоп…«. И уже на поворотном столе оператор демонстрирует Электро аудитории.
— Видите, все что мне нужно делать это просто говорить вот в эту трубку, и тогда Электро выполнит мои указания. Может быть выполнит… Я не собираюсь рассказывать историю этого робота, тем более он в состоянии сделать это самостоятельно. Так давайте же его послушаем.
Поле этих слов, ведущий подносит трубку ко рту: «Можешь… Ты… Рассказать…» (три слова), пауза, «Нам…» (одно слово), пауза, «Историю… пожалуйста…» (два слова). Получился обыкновенный код из шести слов 3-1-2. Этот код и отвечает за то какой именно из припасенных «трюков» должен выполнять Электро.
— Кто? Я? — начинает спрашивает в недоумении сам Электро.
— Да, ты! — отвечает оператор, само собой, не в трубку.
— Так уж и быть! Дамы и господа, я буду просто счастлив поведать вам свою историю. Я умный парень и у меня прекрасный мозг из 48 электрических реле. Он работает так же, как телефонный коммутатор. А если вводится неправильный номер, я всегда могу обвинить в этом оператора.
— Спасибо! — говорит ведущий не без толики иронии
— Между прочим я вижу, что у нас собралась хорошая компания.
— Электро, веди себя хорошо!
— Тихо! Пожалуйста! Я разговариваю.
………………………………………………………………………….
Весь разговор, который мы читали выше это диалог с реального представления, и приводится он по материалам видео клипа с той самой выставки в Нью-Йорке. Дальше пленка обрывается и начинается чуть дальше. Мы видим Электро с поднятой к своему лицу рукой.
— Прошу прощения! — говорит оператор — Минуту назад ты хвастал, что можешь считать на пальцах. Помнишь это? Мы собираемся выяснить правда ли это. Ты помнишь как много детей родилось в одной семье в Кэмпбелле? Ты помнишь это?
«Посчитай… их.. количество…«, пауза, «на своей…«, пауза «правой… руке…«. При этом после каждого слова в животе Электро загорается лампа, посылая сигнал на электронный мозг, расположенный, на другом конце комнаты. Код 3-2-2, это код еще одного трюка, который должен выполнить Электро.
Робот начинает загибать пальцы, а ведущий считать в слух: «один, два, три, четыре». И когда загибается последний палец, оператор вставляет трубку в рот и произносит «пять…«. Эта команда означает «стоп», что в данном случае эквивалентно команде «прекратить загибать пальцы». Если бы оператор не остановил робота, загибание и разгибание пальцев затянулось бы надолго.
— Пять. Это абсолютно верно! — восклицает ведущий.
………………………………………………………………………….
Следующий кадр фильма. Рука Электро уже внизу.
— Электро, я знаю ты действительно получаешь от этого удовольствие и поэтому держи!
После этих слов оператор помещает сигарету в рот робота (в отверстие в верхней губе).
— Ну что? Получил то, что хотел?
Оператор помещает трубку в рот и произносит: «Можешь… теперь… выкурить…«, пауза, «Эту.. сигарету…«, пауза, «Можешь… начинать…«.
— Ах, да! Тебе наверное нужно подкурить! Держи. Господа, заметьте, ему только два года и он только учится курить.
Судьба робота Электро
Но что же приключилось со знаменитым роботом, которого не раз предупреждал минздрав? Его судьба весьма печальна. Практического применения он к сожалению не нашел, и всю свою механическую жизнь Электро только и делал, что удовлетворял прихоти толпы: разъезжал с гастролями по стране, работал какое-то время в луна-парке в южной Калифорнии, даже умудрился сняться в фильме с возбуждающим интерес названием Sex Kittens Go to College (секс-кошечки идут в школу). Сыграл он там робота по имени Thinko. Но с наступлением века компьютеров интерес к этому электромеханическому чуду заметно остыл. Интерес пропал не только у любящей зрелища публики, но и у самой компании Вестингауз Электрик. За ненадобностью Электро был разобран на части и сложен в коробки, а голову робота в благодарность за хорошую службу подарили видному деятелю компании Харольду Горошу.
На этом оканчивается только грустная часть истории. В 2006 году Джек Уикс (его отец Джон был одним из создателей робота) воскресил Электро. Часть деталей несовсем легальным путем Уикс выкупил за 500$ долларов. К сожалению, воскрешение получилось не полностью — удалось восстановить только внешний вид робота, внутренности практически полностью были утрачены.
Долгое время возродившееся чудо занимало достойное место в Мэнсфилдском мемориальном музее, а в 2013 году он переехал в музей Генри Форда в штате Мичиган.
Там он стоит и по сей день. Утративший былую мощь, беспомощный и парализованный, могучий исполин целыми днями смотрит на немногочисленных посетителей музея своими стеклянными глазами, вспоминая о былой звездной славе.
P.S. Мы узнали уже узнали немало роботов, это и мистер Герберт Телевокс и мистер Телелукс. Сегодня мы познакомились с Электро. А в следующй раз нас ждет знакомство с роботом собакой по имени Спарко. Не пропускайте статьи, подписывайтесь на блог.
*По материалам сайта http://cyberneticzoo.com.
All these tracks and slot vehicles that contain microchips allow
multiple racers to use the identical lane on a slot automotive track — something that’s not potential on conventional slot car tracks.
Slot Racers is a video recreation for the Atari VCS (later known as the Atari
2600) published by Atari, Inc. in 1978. It was designed by Warren Robinett, who went on to create
one in every of Atari’s most well-known games Adventure.
Gerrit «Gerrie» Slot (born 23 Could 1954) is a retired beginner Dutch monitor cyclist who was lively between 1973
and 1980. He competed on the 1976 Summer season Olympics within the 4 km crew time trial and completed in fifth place.
Later exhibits Hawaii 5-0, Magnum P.I., Hearth Country and Blue Bloods additionally fared well, though they admittedly appealed to older audiences who have been extra seemingly to remain dwelling on Friday nights (CBS in and of itself sometimes targets a slightly older key demographic than its rivals).
Cartoon Community’s authentic programming success on this evening began in 1999 with the launch of Cartoon Cartoon Fridays (later referred to as simply Fridays), a two-hour block of
original animated series throughout primetime that
included collection corresponding to Dexter’s Laboratory,
The Powerpuff Girls, Cow & Chicken, Johnny Bravo, Samurai Jack, Foster’s House for Imaginary
Mates, and Camp Lazlo.
jis34j
4td0vs
nasru9
qny1i2