Жак де Вокансон и его замечательные изобретения

Заголовок статьи про Вокансона

Давным-давно, почти 300 лет назад, жил на свете замечательный изобретатель по имени Жак де Вокансон. С этим именем, а именно с механизмами, которые он создал, связано немало загадок и тайн. Чтобы их разгадать, мы смело нырнем в омут времен, перенесемся в 18 век, и откроем слегка поскрипывающую дверь мастерской Жака де Вокансона на одной из типичных Парижских улиц.

Кем был Жак де Вокансон?

 

Жак де Вокансон

Жак де Вокансон

В 1709 году в замечательном городе Гренобль на юго-востоке Франции в семье мастера по изготовлению перчаток родился сын, десятый по счету, которого назвали Жаком. Никому конечно и в голову не пришло, что на свет появился тот, кому суждено было стать великим изобретателем.

Детство и юность Жака покрыта ореолом тайны, до нас дошло очень мало сведений о его молодости, а те что дошли очень неточны и отрывочны. Давайте же попробуем сложить кусочки этой мозаики воедино.

Известно, что Жак очень рано потерял отца в возрасте 7 лет.

Вокансон рос весьма способным мальчиком. Как говорят, уже в возрасте 10 лет он собрал точную копию часов, которые приметил при посещении церкви. Приписывают ему и создание маленькой деревянной часовенки с движущимися фигурками ангелов и кланяющимся прелатом.

Наблюдая такие поразительные успехи ребенка, родные Жака пришли к выводу, что мальчику нужно образование. Прийти к выводу это одно, а найти на образование деньги это совсем другое. Поэтому, за неимением ничего лучшего, маленького Жака отправили в колледж Иезуитов. Закончив колледж, Вокансон стал послушником ордена минимов в Лионе. Там ему в 1927 году удалось оборудовать свою первую мастерскую на деньги, пожертвованные, одним местным аристократом. А ведь молодому человеку было всего 18 лет!

Случилось так, что в обитель ордена должен был посетить один видный сановник. Вокансон узнал о предстоящем визите, и решил покорить видного деятеля церкви свои мастерством. Работая в своей мастерской день и ночь, он создал андроидов, которые должны были прислуживать за предстоящим обедом. Однако, вместо того, чтобы восхититься изобретательностью молодого послушника, сановник обвинил Вокансона в нечестивости и потребовал уничтожить мастерскую. По-истине, поступок в традициях доброго христианства!

После этого инцидента, разочаровавшись в религии, молодой изобретатель задумал совершить побег. Он, под предлогом болезни «о которой лучше было не упоминать», был выпущен из стен обители, но вместо того, чтобы направиться к доктору, Жак просто взял и убежал в Париж. Там он и прожил всю оставшуюся жизнь.

Судьба была не очень благосклонна к Жаку, спустя несколько лет жизни в Париже он серьезно заболел. Изобретатель всю жизнь страдал от болезней кишечника, возможно отсюда и проистекает такой явно нездоровый интерес к механизму дефекации (испражнения). Стойко перенося недуг, не смотря на слабость и периодически подступавшее состояние бреда, молодой человек продолжал работать и придумал свой первый автомат — андроида, играющего на флейте. С этого момента и начинается карьера Жака де Вокансона, талантливого механика и изобретателя.

Автомат, играющий на флейте

 

Скульптура фавна

Скульптура Фавна. Автор Куазевокс.

На осуществление задуманного механизма Вокансону потребовалось несколько лет, и наконец 11 февраля 1938 года «Игрок на флейте» предстал перед изумленной публикой. Автомат представлял из себя человека в причудливом одеянии с флейтой в руках. Интересно то, что игрок-то изначально не был человеком! Внешний вид андроида был практически полностью скопирован с мраморного фавна — знаменитого произведения французского скульптора Куазевокса.

Музыкант умел воспроизводить 12 разных мелодий, причем наигрывал он их по-настоящему: шевелил губами, передвигал пальцами по флейте и вдувал воздух в отверстия!

Сделан автомат был практически полностью из дерева, только кисти рук были картонными, а пальцы, также вырезанные из дерева, содержали нашлепки из кожи в места соединения с отверстиями флейты.

Внутреннее устройство флейтиста

Внутреннее устройство флейтиста

Практически весь механизм был спрятан в пьедестале. Внутри располагался цилиндр, который, вращаясь вокруг своей оси, приводил в движение пальцы флейтиста, его губы и язык. Этот же цилиндр отвечал и за подачу воздуха в отверстия флейты.

Представлял Вокансон эту «скульптуру» не только перед обычной публикой, но и перед членами французской академии наук, передав им полный отчет о функционировании механизма, под названием «Механизм-автомат флейтист». Ему удалось практически невозможное, он — сын перчаточника — получил лесные отзывы о своем изобретении от ведущих ученых Франции!

 

Механическая утка

 

Флейтист, игрок на тамбурине и утка

«Игрок на флейте», «Игрок на тамбурине» и «Механическая утка» в выставочном зале

Несколько позже в 1738 году в зале Отеля де Лонгвиль открылась необычная выставка. Посетителя, зашедшего в зал, ждало странное зрелище: два человека,

восседающие на пьедестале, наигрывали мелодии, а между ними махала крыльями и крякала утка.  Первым «человеком» был уже знакомый нам флейтист. Вторым был не менее знаменитый автомат Вокансона «Игрок на тамбурине«. Но самым удивительынм экспонатом была, безусловно, механическая утка.

К слову, билет на эту выставку был довольно дорог и за такое зрелище обычный парижанин должен был выложить три ливра(монета из чистого серебра), и не смотря на такую дороговизну, прибыль Вокансона в несколько раз превзошла его расходы.

Что же такого особенного было в этой механической птице? Стоящая на пьедестале, покрытая золоченой медью утка крякала, пила воду из блюдца, размахивать крыльями и клевала зерно! Причем съеденное зерно «переваривалось» и, спустя время, выходило наружу в виде экскрементов зеленого цвета. Чем не настоящая птица! Основной механизм, как и у флейтиста был спрятан в пьедестале и содержал два барабана, которые, вращаясь, приводили в движение те или иные части скелета утки. Количество деталей, из которых была собрана птица доходило до 1000.

Механизм утки

Внутреннее устройство утки. Иллюстрация Жака де Вокансона

Отдельным механизмом был механизм переваривания пищи. В одном из своих трактатов Жак де Вокансон уделил особое место описанию его работы: «зерно, попадая в рот утки, отправляется прямиком в резервуар с химической жидкостью, где «переваривается» и по трубке через искусственный сфинктер выходит наружу. Зерно не перемалывается на мельнице! Оно действительно переваривается». В доказательство своих слов изобретатель представил подробный рисунок механизма, спрятанного внутри птицы.

Утка, выставленная на всеобщее обозрение, произвела фурор во французском обществе. О ней кричали заголовки газет, о ней говорили, о ней писал сам Вольтер: «Единственная достопримечательность столицы, напоминающая нам о величии Франции».  А о Жаке де Вокансоне Вольтер написал следующее: «Он Прометей, он словно украл небесный огонь, чтобы оживлять свои фигуры». Возможно, именно благодаря протекторату Вольтера, Фридрих Великий (король Пруссии) пытался переманить изобретателя в Берлин предложив пенсию в 12 000 ливров. Но великих мира не соблазнить деньгами! Вокансон отказался, то ли почуяв, что во Франции он может заработать гораздо больше, то ли из-за того что он был патриотом.

Но что же приключилось со знаменитым экспонатом? Можем ли мы увидеть его сейчас? К сожалению нет, он как и висячие сады Семирамиды сгинул в океане времени — Утка просто-напросто исчезла. Но как же это произошло?

Все механизмы, еще при жизни инженера, переходили из рук в руки. В 1742 году все три экспоната знаменитой выставки были проданы с аукциона консорциуму Лионских бизнесменов, которые перевезли их в Лондон и показывали на выставке механических игрушек.

Одно время уткой владел немецкий писатель Кристоф Фридрих Николаи. Для знаменитой птицы это время не прошло бесследно. В 1783 году писатель опубликовал изобличающий отчет, в котором утверждал: утка, на самом деле, ничего не переваривала, а изобретение было чистого вида мошенничеством. Внутри располагалось два контейнера. В один складывалось зерно. А из другого, заранее подготовленного, выталкивались наружу подкрашенные хлебные крошки. Причем чистить такую утку надо было раз в три дня. Интересно то, что тоже самое изобличение повторил в своих мемуарах и знаменитый иллюзионист Робер–Уден, которому посчастливилось реставрировать автомат в 1844 году.

К сожалению, как же на самом деле работал знаменитый механизм мы не узнаем никогда.

В 1805 году утку видел сам маэстро Гете. Он написал о ней так: «Она стояла без перьев, похожая на скелет. Безусловно, она еще могла довольно бодро клевать зерна с руки, но способность к пищеварению была утрачена полностью».

В 1844 утка появляется на выставке в Паиже. Затем исчезает. Затем, по одним источникам, появляется снова в своем последнем пристанище Краковском музее. К сожалению, музей сгорел в 1882 году, и вместе с сотнями других бесценных экспонатов знаменитый автомат превратился в пепел.

Фотографии утки

Фотографии механической утки. Возможно подлинные

Однако, на этом тайны не заканчиваются. Некоторое время спустя, загадочные снимки всплыли в архивах Консерватории искусств и ремёсел в Париже. Подлинность этих снимков до сих пор вызывает сомнения, но, как указывает Гэби Вуд, изображения выглядят по крайней мере странно «На них изображен скелет птицы, изготовленный из проволоки и взгромоздившийся на огромный деревянный каркас, содержащий механизм, напоминающий водяную мельницу. Уж очень этот механизм, похож на скелет птицы, описанный Гёте.

Нам остается надеяться, что возможно, когда-нибудь, нам или нашим потомкам все-таки удастся найти подлинную механическую утку.

Спустя много-много лет, в 1998 мастер часовщик Жак Фредерик Ведони создал копию птицы, которая долгое время занимала достойное место в коллекции частного музея автоматизации в Гренобле, на родине Жака де Вокансона. Но в 2013 году она была продана с аукциона за 36000 евро. Видимо даже копию изобретения ждет та же судьба, что и оригинал.

Дальнейшая жизнь Жака де Вокансона

Одной из самых больших загадок истории, остается вопрос: как сыну перчаточника удалось добиться расположения всего научного сообщества Парижа. Его автоматы не являлись наукой в чистом виде, они скорее относились к миру ярмарочных зрелищ и иллюзий.

Ответ скорее всего прост. Жак был не только хорошим изобретателем, он был хорошим психологом, харизматичным человеком и великолепным маркетологом. Талантливый человек, талантлив во всем! И хотя Вокансон был из бедной семьи, он получил образование. да и к своей работе он подходил серьезно, по научному, приоткрывая завесу тайны над ними в научных публикациях.

За свои заслуги в 1746 году Жак де Вокансон был избран членом парижской академии наук.

Реконструкция ткацкого станка

Реконструкция ткацкого станка Вокансона

Пришлось в своей жизни великому изобретателю и о поработать чиновником. Министр правительства Людовика кардинал Флери, поверив в способности Вокансона, назначил его инспектором шелковых мануфактур. Жак взялся за дело с присущи ему размахом. Он решил создать ни много ни мало, а автоматический ткацкий станок. И самое удивительное, что ему это удалось! Но изобретение не прижилось, ткачи встречали Вокансона камнями и палками — они боялись потерять работу, автомат часто «ломался», естественно не сам, а недальновидные капиталисты не воспринимали станок всерьез, считая его обычной игрушкой.

Отомстил Жак Вокансон нерадивым ткачам тоже с присущим ему и только ему размахом. На очередные гастроли (а он периодически гастролировал со своими автоматами) изобретатель взял новую игрушку: осла, сидящего за ткацким станком и выделывающего ткани поразительной красоты.

Скончался великий мастер Жак де Вокансон сын перчаточника и член академии наук в Париже в возрасте 73 лет.

Жизнь и изобретения маэстро покрыты тайной, тайной темной и непроглядной. И хотя нам удается лишь краем глаза заглянуть под эту завесу времен, мы все равно не можем не восхищаться талантом великого механика.

P.S. Если кому интересно, то есть фильм ключевое место в котором занимает одно из изобретений Жака де Вокансона. Называется «Лучшее Предложение»

1 Наукобалл2 Наукобалла3 Наукобалла4 Наукобалла5 Наукобаллов (2 votes, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *