Жак де Вокансон и его замечательные изобретения
Давным-давно, почти 300 лет назад, жил на свете замечательный изобретатель по имени Жак де Вокансон. С этим именем, а именно с механизмами, которые он создал, связано немало загадок и тайн. Чтобы их разгадать, мы смело нырнем в омут времен, перенесемся в 18 век, и откроем слегка поскрипывающую дверь мастерской Жака де Вокансона на одной из типичных Парижских улиц.
Кем был Жак де Вокансон?
В 1709 году в замечательном городе Гренобль на юго-востоке Франции в семье мастера по изготовлению перчаток родился сын, десятый по счету, которого назвали Жаком. Никому конечно и в голову не пришло, что на свет появился тот, кому суждено было стать великим изобретателем.
Детство и юность Жака покрыта ореолом тайны, до нас дошло очень мало сведений о его молодости, а те что дошли очень неточны и отрывочны. Давайте же попробуем сложить кусочки этой мозаики воедино.
Известно, что Жак очень рано потерял отца в возрасте 7 лет.
Вокансон рос весьма способным мальчиком. Как говорят, уже в возрасте 10 лет он собрал точную копию часов, которые приметил при посещении церкви. Приписывают ему и создание маленькой деревянной часовенки с движущимися фигурками ангелов и кланяющимся прелатом.
Наблюдая такие поразительные успехи ребенка, родные Жака пришли к выводу, что мальчику нужно образование. Прийти к выводу это одно, а найти на образование деньги это совсем другое. Поэтому, за неимением ничего лучшего, маленького Жака отправили в колледж Иезуитов. Закончив колледж, Вокансон стал послушником ордена минимов в Лионе. Там ему в 1927 году удалось оборудовать свою первую мастерскую на деньги, пожертвованные, одним местным аристократом. А ведь молодому человеку было всего 18 лет!
Случилось так, что в обитель ордена должен был посетить один видный сановник. Вокансон узнал о предстоящем визите, и решил покорить видного деятеля церкви свои мастерством. Работая в своей мастерской день и ночь, он создал андроидов, которые должны были прислуживать за предстоящим обедом. Однако, вместо того, чтобы восхититься изобретательностью молодого послушника, сановник обвинил Вокансона в нечестивости и потребовал уничтожить мастерскую. По-истине, поступок в традициях доброго христианства!
После этого инцидента, разочаровавшись в религии, молодой изобретатель задумал совершить побег. Он, под предлогом болезни «о которой лучше было не упоминать», был выпущен из стен обители, но вместо того, чтобы направиться к доктору, Жак просто взял и убежал в Париж. Там он и прожил всю оставшуюся жизнь.
Судьба была не очень благосклонна к Жаку, спустя несколько лет жизни в Париже он серьезно заболел. Изобретатель всю жизнь страдал от болезней кишечника, возможно отсюда и проистекает такой явно нездоровый интерес к механизму дефекации (испражнения). Стойко перенося недуг, не смотря на слабость и периодически подступавшее состояние бреда, молодой человек продолжал работать и придумал свой первый автомат — андроида, играющего на флейте. С этого момента и начинается карьера Жака де Вокансона, талантливого механика и изобретателя.
Автомат, играющий на флейте
На осуществление задуманного механизма Вокансону потребовалось несколько лет, и наконец 11 февраля 1938 года «Игрок на флейте» предстал перед изумленной публикой. Автомат представлял из себя человека в причудливом одеянии с флейтой в руках. Интересно то, что игрок-то изначально не был человеком! Внешний вид андроида был практически полностью скопирован с мраморного фавна — знаменитого произведения французского скульптора Куазевокса.
Музыкант умел воспроизводить 12 разных мелодий, причем наигрывал он их по-настоящему: шевелил губами, передвигал пальцами по флейте и вдувал воздух в отверстия!
Сделан автомат был практически полностью из дерева, только кисти рук были картонными, а пальцы, также вырезанные из дерева, содержали нашлепки из кожи в места соединения с отверстиями флейты.
Практически весь механизм был спрятан в пьедестале. Внутри располагался цилиндр, который, вращаясь вокруг своей оси, приводил в движение пальцы флейтиста, его губы и язык. Этот же цилиндр отвечал и за подачу воздуха в отверстия флейты.
Представлял Вокансон эту «скульптуру» не только перед обычной публикой, но и перед членами французской академии наук, передав им полный отчет о функционировании механизма, под названием «Механизм-автомат флейтист». Ему удалось практически невозможное, он — сын перчаточника — получил лесные отзывы о своем изобретении от ведущих ученых Франции!
Механическая утка
Несколько позже в 1738 году в зале Отеля де Лонгвиль открылась необычная выставка. Посетителя, зашедшего в зал, ждало странное зрелище: два человека,
восседающие на пьедестале, наигрывали мелодии, а между ними махала крыльями и крякала утка. Первым «человеком» был уже знакомый нам флейтист. Вторым был не менее знаменитый автомат Вокансона «Игрок на тамбурине«. Но самым удивительынм экспонатом была, безусловно, механическая утка.
К слову, билет на эту выставку был довольно дорог и за такое зрелище обычный парижанин должен был выложить три ливра(монета из чистого серебра), и не смотря на такую дороговизну, прибыль Вокансона в несколько раз превзошла его расходы.
Что же такого особенного было в этой механической птице? Стоящая на пьедестале, покрытая золоченой медью утка крякала, пила воду из блюдца, размахивать крыльями и клевала зерно! Причем съеденное зерно «переваривалось» и, спустя время, выходило наружу в виде экскрементов зеленого цвета. Чем не настоящая птица! Основной механизм, как и у флейтиста был спрятан в пьедестале и содержал два барабана, которые, вращаясь, приводили в движение те или иные части скелета утки. Количество деталей, из которых была собрана птица доходило до 1000.
Отдельным механизмом был механизм переваривания пищи. В одном из своих трактатов Жак де Вокансон уделил особое место описанию его работы: «зерно, попадая в рот утки, отправляется прямиком в резервуар с химической жидкостью, где «переваривается» и по трубке через искусственный сфинктер выходит наружу. Зерно не перемалывается на мельнице! Оно действительно переваривается». В доказательство своих слов изобретатель представил подробный рисунок механизма, спрятанного внутри птицы.
Утка, выставленная на всеобщее обозрение, произвела фурор во французском обществе. О ней кричали заголовки газет, о ней говорили, о ней писал сам Вольтер: «Единственная достопримечательность столицы, напоминающая нам о величии Франции». А о Жаке де Вокансоне Вольтер написал следующее: «Он Прометей, он словно украл небесный огонь, чтобы оживлять свои фигуры». Возможно, именно благодаря протекторату Вольтера, Фридрих Великий (король Пруссии) пытался переманить изобретателя в Берлин предложив пенсию в 12 000 ливров. Но великих мира не соблазнить деньгами! Вокансон отказался, то ли почуяв, что во Франции он может заработать гораздо больше, то ли из-за того что он был патриотом.
Но что же приключилось со знаменитым экспонатом? Можем ли мы увидеть его сейчас? К сожалению нет, он как и висячие сады Семирамиды сгинул в океане времени — Утка просто-напросто исчезла. Но как же это произошло?
Все механизмы, еще при жизни инженера, переходили из рук в руки. В 1742 году все три экспоната знаменитой выставки были проданы с аукциона консорциуму Лионских бизнесменов, которые перевезли их в Лондон и показывали на выставке механических игрушек.
Одно время уткой владел немецкий писатель Кристоф Фридрих Николаи. Для знаменитой птицы это время не прошло бесследно. В 1783 году писатель опубликовал изобличающий отчет, в котором утверждал: утка, на самом деле, ничего не переваривала, а изобретение было чистого вида мошенничеством. Внутри располагалось два контейнера. В один складывалось зерно. А из другого, заранее подготовленного, выталкивались наружу подкрашенные хлебные крошки. Причем чистить такую утку надо было раз в три дня. Интересно то, что тоже самое изобличение повторил в своих мемуарах и знаменитый иллюзионист Робер–Уден, которому посчастливилось реставрировать автомат в 1844 году.
К сожалению, как же на самом деле работал знаменитый механизм мы не узнаем никогда.
В 1805 году утку видел сам маэстро Гете. Он написал о ней так: «Она стояла без перьев, похожая на скелет. Безусловно, она еще могла довольно бодро клевать зерна с руки, но способность к пищеварению была утрачена полностью».
В 1844 утка появляется на выставке в Паиже. Затем исчезает. Затем, по одним источникам, появляется снова в своем последнем пристанище Краковском музее. К сожалению, музей сгорел в 1882 году, и вместе с сотнями других бесценных экспонатов знаменитый автомат превратился в пепел.
Однако, на этом тайны не заканчиваются. Некоторое время спустя, загадочные снимки всплыли в архивах Консерватории искусств и ремёсел в Париже. Подлинность этих снимков до сих пор вызывает сомнения, но, как указывает Гэби Вуд, изображения выглядят по крайней мере странно «На них изображен скелет птицы, изготовленный из проволоки и взгромоздившийся на огромный деревянный каркас, содержащий механизм, напоминающий водяную мельницу. Уж очень этот механизм, похож на скелет птицы, описанный Гёте.
Нам остается надеяться, что возможно, когда-нибудь, нам или нашим потомкам все-таки удастся найти подлинную механическую утку.
Спустя много-много лет, в 1998 мастер часовщик Жак Фредерик Ведони создал копию птицы, которая долгое время занимала достойное место в коллекции частного музея автоматизации в Гренобле, на родине Жака де Вокансона. Но в 2013 году она была продана с аукциона за 36000 евро. Видимо даже копию изобретения ждет та же судьба, что и оригинал.
Дальнейшая жизнь Жака де Вокансона
Одной из самых больших загадок истории, остается вопрос: как сыну перчаточника удалось добиться расположения всего научного сообщества Парижа. Его автоматы не являлись наукой в чистом виде, они скорее относились к миру ярмарочных зрелищ и иллюзий.
Ответ скорее всего прост. Жак был не только хорошим изобретателем, он был хорошим психологом, харизматичным человеком и великолепным маркетологом. Талантливый человек, талантлив во всем! И хотя Вокансон был из бедной семьи, он получил образование. да и к своей работе он подходил серьезно, по научному, приоткрывая завесу тайны над ними в научных публикациях.
За свои заслуги в 1746 году Жак де Вокансон был избран членом парижской академии наук.
Пришлось в своей жизни великому изобретателю и о поработать чиновником. Министр правительства Людовика кардинал Флери, поверив в способности Вокансона, назначил его инспектором шелковых мануфактур. Жак взялся за дело с присущи ему размахом. Он решил создать ни много ни мало, а автоматический ткацкий станок. И самое удивительное, что ему это удалось! Но изобретение не прижилось, ткачи встречали Вокансона камнями и палками — они боялись потерять работу, автомат часто «ломался», естественно не сам, а недальновидные капиталисты не воспринимали станок всерьез, считая его обычной игрушкой.
Отомстил Жак Вокансон нерадивым ткачам тоже с присущим ему и только ему размахом. На очередные гастроли (а он периодически гастролировал со своими автоматами) изобретатель взял новую игрушку: осла, сидящего за ткацким станком и выделывающего ткани поразительной красоты.
Скончался великий мастер Жак де Вокансон сын перчаточника и член академии наук в Париже в возрасте 73 лет.
Жизнь и изобретения маэстро покрыты тайной, тайной темной и непроглядной. И хотя нам удается лишь краем глаза заглянуть под эту завесу времен, мы все равно не можем не восхищаться талантом великого механика.
P.S. Если кому интересно, то есть фильм ключевое место в котором занимает одно из изобретений Жака де Вокансона. Называется «Лучшее Предложение».
Ce contenu passionnant m’a vraiment intrigué.
En tant que responsable du support, je suis constamment à la recherche de moyens
d’optimiser la résolution des problèmes des clients. J’ai trouvé beaucoup de contenu sur les IA CRM qui semblent vraiment simplifier le processus d’assistance.